Чеченский ящик Пандоры для политического пространства РФ
Любая катастрофа требует анализа. При пожарах в торговых центрах, столкновении поездов и землетрясениях эксперты задают одни и те же вопросы — были ли восприняты всерьез предупреждения? Работали ли все системы, как положено? Были ли ошибки в конструкции? Работали ли системы эвакуации? Только когда четко проанализировано, что же произошло, можно избежать будущих катастроф.
Исходя из этих принципов, необходимо понять, как актуальная внутриполитическая конструкция России может повлиять на ее ближайшее будущее.
Жизнь в России всегда была довольно тяжела, но в последние несколько лет политические изменения в стране развиваются с такой скоростью, что делать любые прогнозы крайне сложно. Тем не менее, сейчас четко виден политический вектор — это антимодернизация и изоляционизм. Причины, которые определили эту повестку для Кремля, всем известны – это открытая конфронтация с Западом, санкции и постоянная корректировка мировых цен на нефть в сторону снижения, и как следствие острый экономический кризис.
В таких условиях, власть консолидируется и всячески защищает свои позиции, тщательно оправдывая собственные ошибки. При этом, само собой разумеется, был выработан четкий план по рассеиванию общественного внимания для чего В.Путин и его соратники использовали любимую тактику – “внешний враг и его сателлиты внутри российского государства”.
В данном случае, в качестве внешнего врага был выбран коллективный Запад, который был объявлен виновником всех бед российского народа.Стоит зайти в интернет — Б.Обама. Стоит открыть газету — А.Меркель. Стоит включить телевизор — Д.Кэмерон. От пожаров на Байкале и протеста дальнобойщиков до разорения рядовых россиян, во всем, что где-то в России и на континенте идет не так, винят США и ЕС.
А что же насчет “сателлитов проклятого загнивающего Запада”?
Ответ прост. Внесистемная оппозиция, отдельные общественные и политические деятели, а также ограниченное количество либеральных СМИ.
Все выше перечисленные категории российского общества, которые являются единственным голосом разума для 140 миллионного населения России, были объявлены видимой угрозой для власти. Естественным образом, В.Путин и его ближайшее окружение начали принимать меры по нейтрализации этой угрозы и заодно для сдерживания растущего недовольства среди отдельных категорий населения РФ.
Для этого используется стандартный набор административных барьеров. Отказ в регистрации оппозиционных партий на региональных выборах, открытие серии уголовных дел по откровенно фальшивым поводам– Навальный, Романова, Ходорковский, запреты на проведение митингов в любой форме, попытка закрыть телеканал “Дождь”, попытка убрать из эфира каких-нибудь журналистов – Венедиктова, Пивоварова, Варенцову, публичная травля деятелей культуры – Макаревич, Серебряков, Гребенщиков и т.д.
Казалось бы, что необычного в этих процессах? Ведь на протяжении всех 15 лет своего правления В.Путин проводил целенаправленную политику истребления оппозиции, а также ограничения деятельности гражданских активистов и журналистов, не брезгуя ничем, вплоть до физического устранения последних.
На этот раз, главной отличительной чертой является глава Чечни Рамзан Ахматович Кадыров, который своими действиями фактически вернул в Россию времена средневековья, а именно опричников, когда узаконенные разбойники выполняли любые преступные приказы царя. Именно он возглавил очередной крестовый поход против оппозиции.
В начале 2016 года он в разных форматах, через социальные сети, через подконтрольные ему СМИ, через своих друзей, начал регулярно высказываться о несчастной и разобщенной российской несистемной оппозиции, навешивая на её представителей ярлыки предателей, врагов народаи т.д.
При этом Кадыров регулярно обвинял либералов в том, что: “Внесистемная оппозиция пытается нажиться на сложной экономической ситуации в России”, “Судьба страны в принципе и ее народа в частности оппозицию не волнует”, “Западные спецслужбы руководят действиями оппозиции в РФ”, “Единственное, на чем могут “выехать”оппозиционные силы – противопоставление себя президенту России Владимиру Путину (ранее общественного признания у них не было –люди, о которых раньше никто ничего не слышал)” и т.д.
Конечно, вся эта риторика вызвала резкое возмущение обруганной оппозиции, но все равно, реакция была слишком уж интеллигентной, чтобы быть услышанной в Грозном и тем более вызвать резонанс в обществе.
Настоящее обострение произошло на фоне публичного конфликта чеченского лидера и депутата красноярского городского совета Константина Сенченко. Сначала Кадыров в свойственной резкой манере обвинил критиков Владимира Путина в расшатывании России, а сибиряк Сенченко в ответ назвал Кадырова позором России. Эти слова попали в самый нерв ожиданий и мгновенно разлетелись по России. Те, кто не решались сказать так же резко, восхищались смелостью провинциального депутата. Но подсознательно все ждали, какая же будет реакция ответчика. И дождались…
Поскольку Кадырову по определению позволено то, чего нельзя другим рядовым российским губернаторам, то его реакция была достаточно мощной.
В Грозном провели большой митинг в поддержку “дорогого Рамзана Ахматовича” (несмотря на его постановочный характер, цель была достигнута – телевизор преподнес это как второе пришествие), в Чечне резко взялись за наказание всякой критики его персональной власти, а приближенные к власти деятели культуры (Тимоти, Бондарчук и т.д.) провели флэш-моб “Кадыров-патриот России”. Но апофеозом всего этого стала публикация Кадырова в своем “Instagram” видео с лидером российской оппозиционной партии “ПАРНАС” Михаилом Касьяновым и зампредседателя партии, журналистом Владимиром Кара-Мурзой – младшим, где на обоих наложен фильтр, изображающий оптический прицел снайперской винтовки. Этот фрагмент сам автор прокомментировал так: “Касьянов приехал в Страсбург за деньгами для российской оппозиции. Кто не понял, тот поймет!”.
После этого выпада ситуация стала не на шутку опасной, забеспокоились все, от правозащитников и оппозиционеров до западных политиков, что очень логично объясняется, учитывая прошлогоднее убийство Бориса Немцова.
Масла в огонь подливала и реакция представителей власти, которые не особо бурно отреагировали на ситуацию. Спикер Госдумы Нарышкин довольно вяло сказал, что “надо бы как-то помягче”, уполномоченная по правам человека Элла Памфилова сделала заявление примерно в том же духе, что “подобные заявления оказывают президенту страны медвежью услугу, а на саму страну бросают тень”, а хозяин и редактор “Независимой газеты” Константин Ремчуков попытался объяснить Рамзану Ахматовичу, что “оппозиция — это не так страшно”. В свою очередь В.Путин отреагировал на противостояние, но устами своего пресс-секретаря Д.Пескова дал понять, что безразлично относится к развитию ситуации, а “опрошенные журналистами жители России или поддерживают чеченское руководство, или же держат язык за зубами”.
В итоге, по состоянию на данный момент, конфликт, а скорее информационная война “Всечеченский правитель Кадыров — Всероссийская внесистемная оппозиция” находится в активной стадии и может перерасти во что-нибудь большее, либо и вовсе закончится, но независимо от этого он открыл ящик Пандоры для российского политического пространства, и вот почему…
Во-первых, эта ситуация может способствовать расколу российских элит, исходя из нарастающего конфликта между российскими силовиками и Кадыровым, а также противостоянию разных группировок в Кремле, которые захотят использовать эту ситуацию для улучшения своих позиций.
Во-вторых, подтверждается тезис о том, что Кремль не только пугает Кадыровым свой народ, а использует его в политических целях, и это свидетельство неполноценности российского авторитаризма. Тот, кто пугает Рамзаном, сам его и боится. Безусловно, что российской власти Кадыров нужен, но подконтрольный, пусть даже и “дерзкий”. Утратив же контроль над главным чеченцем, В.Путин утратит уважение к себе со стороны истеблишмента.
В-третьих, в России, похоже, сохранился и утвердился единственный способ удержать власть в ситуации, когда экономика безнадежна – силовые действия и пропаганда.
И последнее, наверное, самое важное, эта ситуация ярко демонстрирует, что В.Путин курсирует без компаса, надеясь на свою пропагандистскую машину, но он похоже так до конца и не поймет, что это его и погубит. Будет крайне удивлен, когда потеряет власть. До конца своих дней будет уверен в том, что приносил народу только пользу, а тему своих ошибок будет считать высосанной из пальца и раздутой врагами России.
В общем, получается так, что локальная поначалу ссора Кадырова с оппозицией все больше похожа на груз, отвязавшийся от бортов корабля во время шторма. Траектория непредсказуема, но результат известен – будет биться о борт, увеличивая трещины. А российскую экономику сейчас ох как штормит.