Конференция по безопасности в Мюнхене: новая попытка умиротворить агрессора?
ЕС-НАТО и Российская Федерация: похолодание в отношениях или вторая холодная война?
После событий 24 ноября 2015 года, когда турецкий бомбардировщик сбил российский штурмовик Су-24 в воздушном пространстве Турции, многие заговорили об ухудшении отношений между Западом и Россией. Тем более что президент Турции Реджеп Эрдоган не собирался извиняться за то, что должен был сделать каждый гарант Конституции своего государства — защищать территориальную неприкосновенность и целостность границ. Поэтому российский президент решил нагнетать и так довольно непростую обстановку вокруг Сирии, разместив на ее территории боевые комплексы и зенитные установки, а также введя визовые и экономические ограничения в отношении Турции в качестве своего рода «наказания» за совершенное преступление. Однако ситуация складывается совсем наоборот — РФ сама постепенно загоняет себя в тупик: внутренний рынок самой страны уже ощущает серьезное «долларовое» голодание после массового вывода иностранных инвестиций, да и падение цены на черное золото до уровня катастрофического ударит по остаткам экономической репутации. Тем более цена в районе $30 за баррель — это и результат выхода Ирана на мировые рынки, и переизбыток рынка нефти, санкции против России. В совокупности эти факторы не помогают Кремлю твердо стоять на своих двоих.
Но вернемся к результатам конференции. Отношение к России членов ЕС, в отличие от членов Североатлантического альянса, весьма неоднозначное. И ведущие страны Европы, такие как Германия и Франция, тому подтверждение: если Меркель держит удар от Путина довольно стойко, то Олланд уже фактически признает свою капитуляцию в пользу Москвы. К тому же у самой Европы возникли две чрезвычайные проблемы: террористы и колоссальный рост числа беженцев. Да и общая ситуация в еврозоне непростая: наличие проблем внутреннего характера вынуждает политиков Европы заставлять украинскую и российскую стороны согласованно следовать пунктам Минских договоренностей, о провале которых уже заговорили эксперты. Однако, с другой стороны, давление антироссийских сил в Европе не ослабевает, а приобретает иной характер — теперь задачей номер один является постепенное и медленное подавления режима Путина. Тактика знаменитой операции «Анаконда» против стран-агрессоров пока работает безотказно.
Показательным фактом во время конференции был момент, когда представителем России стал глава ее правительства Дмитрий Медведев. Причин тому две: после прошлогодней конференции, где спикером от РФ был министр иностранных дел Сергей Лавров, его подвергли довольно серьезному остракизму за высказывания о «присоединении» Крыма к РФ и незаконном объединении двух частей Германии в 1989 году. После такого позора российский политический бомонд не решился вновь подставить под удар и так обанкротившуюся репутацию. Вторая причина тоже очевидна — задачей Медведева стала попытка убедить в несостоятельности ЕС-НАТО самостоятельно решить вопрос борьбы с террористическими угрозами в лице ИГИЛ. Именно поэтому Россия и старалась обратить на себя внимание как на нелишнего игрока, могущего помочь в решении всех серьезных проблем ЕС.
Однако у специалистов и аналитиков сложилось впечатление, что Москва продолжает вести двойную игру, формула которой довольно проста. С одной стороны, ЕС должен снять санкции и забыть об Украине, а взамен РФ помогает в борьбе с исламистами; с другой стороны, руководство Кремля продолжает обвинять Европу и США в эскалации отношений с Российской Федерацией, назвав состояние отношений между Западом и Россией не иначе как «новой холодной войной». Кроме того, Кремль еще и усиливает давление на конфликты в Украине и Сирии, которые сам и провоцирует. Однако в первом случае Москва хочет получить контроль над внешним вектором политики Киева, а во втором – все необходимое для консервации диктаторского режима Башара Асада. Еще одним доказательством этой «игры Москвы» является тот факт, что Россия сорвала первые переговоры между властями и оппозицией в Сирии, о чем говорил специальный посол ООН по Сирии Стаффан де Мистура. А значит, мотивация Кремля выглядит вроде бы «прозрачной».
Но такая позиция РФ была беспощадно разбита. Руку к этому приложили как европейское сообщество, так и украинская делегация. ЕС и члены Североатлантического альянса четко дали понять: выполнение Минска-2 — это приоритет для Москвы и Киева, которые должны неуклонно соблюдать прописанные правила. Так что речь обо всех других форматах по вопросам повестки дня пока нецелесообразна. И поэтому как бы Москва ни пыталась исказить факты в свою пользу, она была лишена возможности продолжать вести свои игры. Следовательно, и отношения между РФ и ЕС-НАТО иначе как прохладными не назовешь.
Украинский вопрос: что получил Киев от конференции?
Делегация нашей страны сразу, как только получила право на свои заявления, не смогла не ответить на слова Медведева о том, что в Украине продолжается «гражданская война». Петр Порошенко резко заметил, что Украина находится в состоянии военной агрессии со стороны России и о «гражданском конфликте» даже речи быть не может. Президент Украины аккумулировал ряд проблем нашего государства перед мировым сообществом: оккупация Крыма, аннексия территории Донбасса, невыполнение Москвой своих обязательств по Минским соглашениями, давление Кремля на украинскую внешнеполитическую деятельность. Однако если год назад все эти проблемы получили поддержку и понимание, то сейчас Запад находится в определенном ступоре, пребывая «под впечатлением» от событий в нашем государстве.
Источники и инсайдеры сообщали, что украинская сторона получила дипломатический нагоняй от стран-доноров и представителей финансовых структур за ряд внутренних проблем, которые допустило руководство нашей страны. После заявления об отставке министра экономического развития и торговли Украины Айвараса Абромавичуса ответ МВФ был молниеносным: Украина должна идти по пути реформ и усилить борьбу с коррупцией, иначе под вопросом находится выдача нового транша от международных кредиторов в 2016 году. Руководство нашей страны смогло убедить путем предоставления личных гарантий, что этот процесс идет и сворачиваться не будет. Виновником украинская сторона назвала традиционно Кремль и его агентов влияния. Однако европейские и западные партнеры Украины остались в состоянии «раздвоения личности»: мировые лидеры будто бы готовы и дальше оказывать поддержку в финансовом и политическом плане, однако загадкой для них стало то, что качество реформ и анонсированная борьба с коррупцией находятся на очень низком уровне исполнения. Ряд коррупционных скандалов в правительстве и парламенте, как утверждают западные СМИ, серьезно подорвали доверие к нашей стране. И единственное, что сейчас сдерживает Запад от окончательного отказа от Украины, — это усиление российской агрессии в Европе и личные гарантии от Порошенко и Яценюка.
Единственным успехом мюнхенской конференции можно назвать тот факт, что Украина обрела благодаря ей новых партнеров для переговоров — Турцию и Японию. Вот только если руководство Страны восходящего солнца уже выделило средства почти 9 месяцев назад, а сейчас японцы планируют помогать финансово, улучшая инвестиционный климат, то с турецким руководством дела обстоят куда более серьезно. Турция очень обеспокоена ситуацией в Крыму с крымскотатарским народом, усилением российского влияния на Ближнем Востоке и, вероятно, поэтому ищет союзников против такого «пасьянса Кремля». А прибытие премьер-министра Турции Ахмета Давутоглу в Киев — это показатель того, что конференция в Мюнхене для Украины не прошла даром. И даже «ближайший партнер», как называла Москва власть в Анкаре, готов финансово, политически и экономически сотрудничать с Киевом, что для Кремля является совершенно неутешительной новостью.
Что будет дальше?
Сейчас прямыми последствиями Мюнхенской конференции являются две вещи. Первая — Россия не прекратит свое военное вмешательство в Сирии и Украине. Очевидно, что Кремль решил идти до конца своей авантюры и поэтому будет и дальше продолжать действовать с режимом Асада в Дамаске и с ручными марионетками в «Л-ДНР» на Донбассе. Тем более что существует довольно высокая вероятность проведения наземной операции в Сирии федеральными войсками Асада при поддержке российских военнослужащих. А значит, число беженцев и жертв будет только расти. Что касается Донбасса, то, скорее всего, Кремль будет прибегать к провокациям и срыву выполнения Минских соглашений, трактуя пункты договоренностей так, как сочтет нужным. Поэтому есть два сценария развития событий на Донбассе: или боевые действия возобновятся, или конфликт постепенно перейдет в стадию «замороженного». Пока что Москва ждет своей возможности вновь напомнить о себе, следовательно, и Европе, и Украине расслабляться рановато.
Вторым следствием конференции в Мюнхене является то, что Украина все еще удерживается на своих международных позициях, однако внутренние политические распри и расшатывание противостояния между правительством и парламентом приведут к нежелательным последствиям. Вероятный «распад» правительства Яценюка является не столь угрожающим, но только после отчета правительства 16 февраля в стенах ВР станет ясно, отправят этот состав Кабинета Министров в отставку или нет. Если же случится так, что правительство «уйдут», с этого момента начнется серьезная политическая борьба, которая со временем может привести как к досрочным парламентским, так и к досрочным президентским выборам.
Еще одним плюсом Мюнхенской конференции по вопросам безопасности стало для Украины выделение дополнительного вотума доверия для руководства нашего государства. Понятно, что ЕС, США и мировое сообщество не могут долго ждать результата, а потому правительство и Президент должны форсировать и активнее реализовывать все заявленные программы реформ и изменений. Иначе реакция Запада будет необратимой по силе своих действий к нашему правительству. Однако на фоне вмешательства Москвы и мирового сообщества Украина должна продемонстрировать, настолько она готова идти по пути перемен не только на словах. Здесь главное — выбрать единую стратегию политикам для достижения поставленных задач. В противном случае, если решение не сможет принять Киев, то в ближайшее время его будет принимать или новый ставленник Запада, или марионеточный представитель Кремля.