Большинство россиян давно забыли о том, как яростно шла в первой половине 90-х «битва за Крым».Большинство россиян давно забыли о том, как яростно шла в первой половине 90-х «битва за Крым». Большая часть населения полуострова, даже по советским меркам незаконно отданного УССР в 1954 году, не скрывала своего желания войти в состав России. В Киеве очень серьезно относились к данной проблеме, оказывая на крымчан открытое силовое давление. Москва же явно испытывала соблазн забрать полуостров. Ничего, однако, не получилось. Как же сегодня обстоят дела с планами интеграции Украины?
Причин невозможности возвращения Крыма было несколько.
Во-первых, жители полуострова в отличие от абхазов или южных осетин не рискнули пойти на самоосвобождение. Это не давало возможности России задействовать ВС, не оказавшись в роли прямого агрессора.
Во-вторых, тогда у всех перед глазами был пример кровавой гражданской войны в Югославии. Повторять его в больших масштабах ни у кого желания не было.
В-третьих, Россия вела тяжелейшую войну в Чечне, что значительно ограничивало ее возможности давления на соседей.
В-четвертых, Москва уже сильно мучилась с Калининградским анклавом, получать еще один ей совсем не хотелось.
В-пятых, Киев замечательно разыграл против Москвы «татарскую карту». Имея войну в Чечне и только недавно усмиренный путем «откупа» собственный татарский сепаратизм, Москва совершенно не хотела связываться с открыто враждебными ей крымскими татарами. К сожалению, в России до сих пор не поняли, что эта неприязнь – миф. Несчастный народ стал заложником своего «вождя» Мустафы Джемилева, который до бесконечности эксплуатирует тему депортации. Апеллируя в основном к Западу, он возлагает всю вину на Россию, а не на сталинский СССР. Борьба Джемилева с «русским империализмом» чем дальше, тем больше выглядит откровенным фарсом. Если в Госдуме России Татарстан традиционно имеет 15–16 депутатов из 450, то в Верховной раде Украины крымско-татарский народ неизменно представлен лишь самим Джемилевым. В Верховном совете Крыма татар максимум один-два из ста депутатов. Ни с каким «империализмом» подавляющее большинство татар, лишенных реальных прав на Украине, бороться никогда не собиралось и не собирается.
И конечно же, огромное, если не решающее влияние на судьбу Крыма оказала ситуация с Черноморским флотом.
В силу неопределенного статуса
11 декабря 1991 года президент Украины Леонид Кравчук объявил себя главнокомандующим всеми ВС расформированного СССР на своей территории. Украине послушно присягнули войска всех трех военных округов (Прикарпатского, Одесского и Киевского), а также моряки-пограничники Балаклавской и Одесской бригад. Новороссийская пограничная бригада в свою очередь отошла России. Но Черноморский флот, базировавшийся в украинском теперь Севастополе, присягать Украине отказался. Это сделали, несмотря на сильное давление Киева, лишь отдельные офицеры и матросы, сразу превратившиеся на флоте в изгоев. Москва, видимо, не ожидала такого патриотизма черноморцев, но поставленная перед фактом, решила: раз такое дело, флот не отдавать. В результате ЧФ оказался в крайне двусмысленном и юридически неопределенном положении.
Украина предприняла довольно опасные попытки захвата отдельных кораблей. 13 марта 1992 года часть экипажа наиболее современной на флоте подлодки Б-871 под руководством ее замполита приняла украинскую присягу. Однако матросы Марат Абдуллин и Александр Заяц заперлись в аккумуляторном отсеке и заявили, что взорвут лодку, если не получат связь с командиром. В результате мероприятие по «приватизации» лучшей ПЛ флота провалилось, матросы были награждены медалью Ушакова.
21 июля 1992 года из Донузлава в Одессу сбежал сторожевик СКР-112, за которым была организована погоня четырех кораблей ЧФ. До стрельбы дело не дошло. Командование флота отпустило беглеца, который вошел в состав ВМС Украины, формально образованные 5 апреля. В отличие от новейшей Б-871 старый СКР-112 никакой боевой ценности не представлял и вскоре был списан. Для украинцев побег сторожевика стал символом геройства, для черноморцев – посмешищем.
В июле 1992 года над кораблями Северного, Балтийского, Тихоокеанского флотов и Каспийской флотилии подняли Андреевский флаг. Черноморский флот продолжал ходить под военно-морским флагом СССР. Точнее, не ходить, а в основном стоять у причалов. ВС как России, так и Украины не страдали от избытка денег. Кроме того, в Черноморский флот никто не хотел вкладываться именно в силу неопределенности статуса. 3 августа 1992 года президенты России и Украины подписали соглашение о совместном использовании системы базирования и материально-технического обеспечения на период до 1995-го. Корабли оставались «общими».
ЧФ быстро стал предметом политических спекуляций как в Москве, так и в Киеве. Украинские радикалы требовали забрать весь флот. Российская «патриотическая общественность» носилась с идеями единого флота, славянского братства, защиты общих рубежей, воспевая Севастополь как город русской славы и вечной базы ЧФ. На этом делались политические карьеры, о химеричности самих идей никто не думал.
К счастью, Москве хватило разума отказаться от идеи общего флота. 9 июня 1995 года было подписано соглашение о его разделе и началась постепенная передача отдельных кораблей в состав ВМС Украины. Однако конфликт на этом не прекратился. В октябре 1996-го Госдума РФ запретила делить флот. Разумеется, Кремль это решение проигнорировал, поскольку ничего, кроме вреда, флоту это не принесло бы. Окончательное соглашение было подписано 28 мая 1997 года и 12 июня над кораблями ЧФ подняли Андреевский флаг.
То, как именно поделили флот, никогда конкретно не обсуждалось. Для украинской стороны это оказалась заведомо невыгодная тема, а российская власть в то время предпочитала не рекламировать свои успехи. СМИ и общественность исходили преимущественно из того, что «антинародный режим Ельцина» способен только и исключительно на предательство национальных интересов. Между тем характер дележа был весьма занятен.
Тонкости национального дележа
На момент раздела в состав ЧФ входили три ПЛ: одна достаточно новая проекта 877 (та самая Б-871), одна довольно старая проекта 641Б и одна совсем старая проекта 641. Украина получила только последнюю, попытки ввести ее в строй, продолжающиеся по сей день, – откровенный фарс. На российском ЧФ Б-871 «Алроса» до сих пор остается в строю, вторая ПЛ скорее всего будет списана.
Еще интереснее судьба крейсеров. В 1997 году на ЧФ их было четыре: один проекта 1164 («Москва») и три БПК проекта 1134Б (по западной классификации они считались крейсерами). Их поделили исключительно справедливо: все достались России. Сегодня в строю остаются крейсер «Москва» и БПК «Керчь».
Сторожевые корабли (три проекта 1135 и два проекта 1135М) поделили как бы в пользу Украины: ей достались два корабля проекта 1135 и один проекта 1135М. Хитрость в том, что эта троица находилась в полностью небоеспособном состоянии и так ни разу и не вышла в море. В 2001–2004 годах их списали. Россия взяла себе два наиболее новых и боеспособных корабля («Ладный» и «Пытливый»), оба до сих пор в строю. У Украины есть корабль проекта 1135П (флагман ее ВМС «Гетман Сагайдачный»), заложенный при СССР, но достроенный уже на Украине. Проектировался он как пограничный, в связи с чем существенно уступает по потенциалу своим «боевым» собратьям.
МПК (пять старых проекта 1124 и пять относительно новых проекта 1124М) поделили также вполне удачно: Украине достались лишь два самых старых корабля проекта 1124. Этот металлолом сразу списали. В строю ЧФ до сих пор остаются все пять МПК проекта 1124М и один проекта 1124. Правда, Украина достроила для себя на своих верфях два МПК проекта 1124М, заложенных еще в СССР, причем один из этих совсем небольших кораблей строился 15 лет. Дележу они не подвергались, поскольку в ЧФ никогда не числились.
Основную ударную силу ЧФ в 1997 году составляли четыре МРК: один новейший проекта 1239 («Бора») и три не очень новых, но вполне боеспособных проекта 1234. Все достались России и остаются в строю, кроме одного МРК проекта 1234, вместо которого добавился второй проекта 1239 («Самум»).
Не менее интересна судьба ракетных катеров. Украина как бы выиграла от их дележа, получив семь катеров из 13. На самом деле здесь вышло примерно так же, как и со сторожевиками. Из шести старых катеров проекта 206МР, вооруженных древними дозвуковыми ПКР «Термит», Россия взяла себе лишь один, но именно тот, что в экспериментальных целях был перевооружен новейшими ПКР «Уран». Из трех катеров проекта 1241Т, вооруженных теми же «Термитами», Россия тоже забрала лишь один, но именно тот (проекта 12417), на котором опять же в экспериментальных целях был установлен ЗРАК «Кортик». Четыре новых катера проекта 12411 со сверхзвуковыми ПКР «Москит», до сих пор не имеющими аналогов в мире, Россия взяла себе. Они и сегодня остаются в составе ЧФ, как и катер проекта 12417. В ВМС Украины сейчас осталось лишь по одному катеру проектов 206МР и 1241Т.
Из 14 тральщиков Россия взяла себе девять, в том числе новейший «Железняков» проекта 12660. Сегодня на ЧФ 11 тральщиков, у Украины осталось четыре. Из девяти БДК Россия взяла себе семь (все остаются в строю), у Украины в наличие один БДК.
Столь неравноправное деление может объясняться тремя причинами. Либо сыграла роль коррупционная составляющая и Москва просто купила кого-то в Киеве. Либо Россия, де-факто контролировавшая ЧФ, решила явочным порядком реализовать принцип «На тебе, боже, что нам негоже», а Украина не могла возразить. Либо существовала тайная договоренность между Москвой и Киевом: Россия делит флот так, как выгодно ей, но не претендует больше на Крым.
После раздела флота тема статуса Крыма действительно очень быстро заглохла. В «нулевые» о ней практически не вспоминали. Тема базирования ЧФ обострилась при Ющенко, но заглохла после Харьковских соглашений, подразумевавших продление аренды севастопольской ВМБ до 2042 года. При этом Россия продолжает строить ВМБ в Новороссийске, которой должно хватить для базирования всего ЧФ. Уже сейчас большая часть МПК, МРК и тральщиков находится именно здесь. Непосредственно ЧФ остается самым возрастным из четырех российских флотов, но на своем ТВД уступает лишь ВМС Турции. ВМС Украины по сути прекратили свое существование, в них числится сегодня 14 боевых кораблей и катеров, из которых хоть какой-то боеспособностью обладают не более половины. Слабее Украины на Черном море лишь Грузия, чей флот уничтожен в августе 2008 года. Впрочем, это вполне вписывается в общее состояние ВС Украины.
Фальшивая пророссийскость
Большинство жителей Крыма по-прежнему предпочли бы видеть полуостров частью России, тем более что разрыв в уровне жизни украинцев и россиян постоянно увеличивается, причем не в пользу Украины. Но теперь это никого не волнует ни в Москве, ни в Киеве. Кремль продолжает гнуть свою порочную линию затягивания Украины в ТС/ЕЭП – Евразийский союз путем давления на нее ценами на газ. Линия эта порочна как минимум по двум причинам.
Во-первых, Галичина никогда не пойдет ни в какие структуры, в которых главной является Россия. Этот факт надо уже наконец осознать. Поэтому выкручивать руки Украине в ее нынешнем виде абсолютно бессмысленно.
Во-вторых, что важнее, Москва уже много лет ставит на Украине «не на ту лошадь», до сих пор веря в пророссийскость Партии регионов. Между тем у руководства этой партии интересы в высшей степени конкретные – повышение уровня жизни лучшей части населения Украины в лице самих себя. Добиться этой цели можно только путем контроля над всей территорией страны. Поэтому именно Партия регионов является главным гарантом независимости и территориальной целостности Украины, а ее якобы пророссийскость – просто прагматическая игра. Партия базируется в Донбассе, где однозначно доминируют именно эти настроения. Кроме того, «восточников» на Украине хотя и ненамного, но больше, чем «западников», поэтому с точки зрения удержания «регионалами» власти апеллировать к «восточному» электорату выгоднее. Более того, им очень выгодна монополия на пророссийскость и максимальное запугивание «восточников» нашествием бендеровцев. С другой стороны, «регионалам» остро необходима Галичина. Именно она идейно окормляет украинскую независимость, на страже которой стоит Партия регионов. Как несложно понять, украинская государственность может строиться только на одной идее – противопоставлении себя России, в противном случае независимость немедленно теряет смысл. В конце 80-х Галичина подсказала Леониду Кравчуку, как ему стать президентом крупного европейского государства. Более того, именно Галичина убила СССР, ведь Беловежская пуща оказалась единственно возможным следствием украинского референдума о независимости 1 декабря 1991 года.
Чрезвычайно веселое начало работы Верховной рады нового созыва в конце декабря 2012-го (с драками в зале заседаний, спиливанием забора и очередными выходками «фименок») и столь же бодрое продолжение уже в этом году как-то заслонило тот факт, что в парламенте по сути сложилась негласная коалиция Партии регионов с коммунистами (это было вполне ожидаемо) и… радикальными националистами из партии «Свобода». Ее лидер – Олег Тягнибок, являющийся главным пугалом для «восточников», по некоторым очень устойчивым слухам, финансируется одним украинским миллиардером, имеющим гражданство Израиля и тесно связанным с «регионалами». Возникает сильное подозрение, что украинские нацисты на самом деле управляются пророссийскими силами, являясь их проектом.
Охота на синиц
В действительности пророссийские силы расколоты и полностью маргинализированы. Значительные усилия к этому приложили как «оранжевые», так и «регионалы». В дни «оранжевой революции» у пророссийских сил появился по-настоящему перспективный лидер – Евгений Кушнарев. Он мог реально возглавить борьбу за создание Юго-Восточной республики. Ведь единственный вариант освободить друг от друга две части искусственной страны – их легитимный раздел. Сходиться эти части не собираются, бесконечно мучая себя вынужденным «сожительством», хотя выросло уже целое поколение украинцев, не живших в СССР. Но ни «восточным», ни «западным» элитам разделение совершенно не нужно. В январе 2007 года Кушнарев был «случайно» застрелен на охоте кем-то из «товарищей» по Партии регионов.
Сильные пророссийские настроения жителей Украины не имеют практически никаких политических выразителей, если не считать таковым микроскопический «Русский блок», ареал обитания которого ограничен тем же Крымом. На последних выборах в Раду он получил 0,33 процента голосов (почти все опять в Крыму). Партия регионов же, как было сказано выше, стоит на страже независимости и территориальной целостности Украины, ничем в этом плане не отличаясь от «оранжевых» («Батькивщины»). Мотивация и риторика – разные, цель – одна.
Чрезвычайно обидно, что подобная ситуация сложилась именно тогда, когда появился прецедент легитимного раздела страны, в конституции которой такой раздел предусмотрен не был. Речь идет о Судане. «ВПК» писал об этом в статье «Два Судана – одна нефть» (№ 36, 2012). Однако Россия, получив синиц в виде ЧФ в Севастополе и доходов от экспорта газа, упустила журавля – и это не только Крым. В Москве слишком сильно верят в риторику и мифы, не видя дел и фактов, а также не умея правильно сформулировать цели, до сих пор надеясь «интегрировать» Украину целиком, в итоге целиком ее теряя.
Изменить ситуацию теперь крайне сложно. По-видимому, у России нет ни понимания, как воздействовать на Украину, ни ресурсов для этого. Манипулирование ценами на газ, увы, не подойдет. Ведь платят за него не Янукович с «семьей» и не Азаров.
По-видимому, эпопею с «городом русской славы» пора заканчивать. Поскольку атака на Босфор и Дарданеллы для нас теперь совершенно неактуальна, для базирования ЧФ нам вполне хватит Новороссийска. В совместной обороне Украина не нуждается, тем более что объективно ей не от кого обороняться. Военными союзниками мы никогда не будем, поскольку украинская государственная идеология не может не быть антироссийской. Зато при уходе ЧФ из Севастополя у Киева окончательно исчезнет возможность шантажировать Москву. Кроме того, надо перестать рассматривать украинских русских и русифицированных восточных украинцев в качестве потенциальной пятой колонны Москвы на Украине. Уже ясно, что эта концепция не сработала. К тому же пятая колонна не нужна при отсутствии четырех остальных. Ситуация совершенно дикая и сюрреалистическая: гражданин Украины может за два-три года получить гражданство большинства стран Восточной Европы, за три-четыре – Канады и США. Получения гражданства России ему придется ждать семь лет! Притом что гражданин Киргизии может получить российское гражданство за три месяца. Наверное, есть смысл приравнять украинцев к киргизам, а еще лучше – поменять их местами. Это последняя возможность прирастить население страны на несколько миллионов человек, свободно говорящих по-русски, являющихся носителями русской культуры и, как правило, очень хорошими специалистами в различных областях. Кстати, в Киеве на нас за это никто не обидится: ни «регионалы», ни «оранжевые» в этих людях не нуждаются.
заместитель директора Института политического и военного анализа
Опубликовано в выпуске № 10 (478) за 13 марта 2013 года
Большая часть населения полуострова, даже по советским меркам незаконно отданного УССР в 1954 году, не скрывала своего желания войти в состав России. В Киеве очень серьезно относились к данной проблеме, оказывая на крымчан открытое силовое давление. Москва же явно испытывала соблазн забрать полуостров. Ничего, однако, не получилось. Как же сегодня обстоят дела с планами интеграции Украины?
Причин невозможности возвращения Крыма было несколько.
Во-первых, жители полуострова в отличие от абхазов или южных осетин не рискнули пойти на самоосвобождение. Это не давало возможности России задействовать ВС, не оказавшись в роли прямого агрессора.
Во-вторых, тогда у всех перед глазами был пример кровавой гражданской войны в Югославии. Повторять его в больших масштабах ни у кого желания не было.
В-третьих, Россия вела тяжелейшую войну в Чечне, что значительно ограничивало ее возможности давления на соседей.
В-четвертых, Москва уже сильно мучилась с Калининградским анклавом, получать еще один ей совсем не хотелось.
В-пятых, Киев замечательно разыграл против Москвы «татарскую карту». Имея войну в Чечне и только недавно усмиренный путем «откупа» собственный татарский сепаратизм, Москва совершенно не хотела связываться с открыто враждебными ей крымскими татарами. К сожалению, в России до сих пор не поняли, что эта неприязнь – миф. Несчастный народ стал заложником своего «вождя» Мустафы Джемилева, который до бесконечности эксплуатирует тему депортации. Апеллируя в основном к Западу, он возлагает всю вину на Россию, а не на сталинский СССР. Борьба Джемилева с «русским империализмом» чем дальше, тем больше выглядит откровенным фарсом. Если в Госдуме России Татарстан традиционно имеет 15–16 депутатов из 450, то в Верховной раде Украины крымско-татарский народ неизменно представлен лишь самим Джемилевым. В Верховном совете Крыма татар максимум один-два из ста депутатов. Ни с каким «империализмом» подавляющее большинство татар, лишенных реальных прав на Украине, бороться никогда не собиралось и не собирается.
И конечно же, огромное, если не решающее влияние на судьбу Крыма оказала ситуация с Черноморским флотом.
В силу неопределенного статуса
11 декабря 1991 года президент Украины Леонид Кравчук объявил себя главнокомандующим всеми ВС расформированного СССР на своей территории. Украине послушно присягнули войска всех трех военных округов (Прикарпатского, Одесского и Киевского), а также моряки-пограничники Балаклавской и Одесской бригад. Новороссийская пограничная бригада в свою очередь отошла России. Но Черноморский флот, базировавшийся в украинском теперь Севастополе, присягать Украине отказался. Это сделали, несмотря на сильное давление Киева, лишь отдельные офицеры и матросы, сразу превратившиеся на флоте в изгоев. Москва, видимо, не ожидала такого патриотизма черноморцев, но поставленная перед фактом, решила: раз такое дело, флот не отдавать. В результате ЧФ оказался в крайне двусмысленном и юридически неопределенном положении.
Украина предприняла довольно опасные попытки захвата отдельных кораблей. 13 марта 1992 года часть экипажа наиболее современной на флоте подлодки Б-871 под руководством ее замполита приняла украинскую присягу. Однако матросы Марат Абдуллин и Александр Заяц заперлись в аккумуляторном отсеке и заявили, что взорвут лодку, если не получат связь с командиром. В результате мероприятие по «приватизации» лучшей ПЛ флота провалилось, матросы были награждены медалью Ушакова.
21 июля 1992 года из Донузлава в Одессу сбежал сторожевик СКР-112, за которым была организована погоня четырех кораблей ЧФ. До стрельбы дело не дошло. Командование флота отпустило беглеца, который вошел в состав ВМС Украины, формально образованные 5 апреля. В отличие от новейшей Б-871 старый СКР-112 никакой боевой ценности не представлял и вскоре был списан. Для украинцев побег сторожевика стал символом геройства, для черноморцев – посмешищем.
В июле 1992 года над кораблями Северного, Балтийского, Тихоокеанского флотов и Каспийской флотилии подняли Андреевский флаг. Черноморский флот продолжал ходить под военно-морским флагом СССР. Точнее, не ходить, а в основном стоять у причалов. ВС как России, так и Украины не страдали от избытка денег. Кроме того, в Черноморский флот никто не хотел вкладываться именно в силу неопределенности статуса. 3 августа 1992 года президенты России и Украины подписали соглашение о совместном использовании системы базирования и материально-технического обеспечения на период до 1995-го. Корабли оставались «общими».
ЧФ быстро стал предметом политических спекуляций как в Москве, так и в Киеве. Украинские радикалы требовали забрать весь флот. Российская «патриотическая общественность» носилась с идеями единого флота, славянского братства, защиты общих рубежей, воспевая Севастополь как город русской славы и вечной базы ЧФ. На этом делались политические карьеры, о химеричности самих идей никто не думал.
К счастью, Москве хватило разума отказаться от идеи общего флота. 9 июня 1995 года было подписано соглашение о его разделе и началась постепенная передача отдельных кораблей в состав ВМС Украины. Однако конфликт на этом не прекратился. В октябре 1996-го Госдума РФ запретила делить флот. Разумеется, Кремль это решение проигнорировал, поскольку ничего, кроме вреда, флоту это не принесло бы. Окончательное соглашение было подписано 28 мая 1997 года и 12 июня над кораблями ЧФ подняли Андреевский флаг.
То, как именно поделили флот, никогда конкретно не обсуждалось. Для украинской стороны это оказалась заведомо невыгодная тема, а российская власть в то время предпочитала не рекламировать свои успехи. СМИ и общественность исходили преимущественно из того, что «антинародный режим Ельцина» способен только и исключительно на предательство национальных интересов. Между тем характер дележа был весьма занятен.
Тонкости национального дележа
На момент раздела в состав ЧФ входили три ПЛ: одна достаточно новая проекта 877 (та самая Б-871), одна довольно старая проекта 641Б и одна совсем старая проекта 641. Украина получила только последнюю, попытки ввести ее в строй, продолжающиеся по сей день, – откровенный фарс. На российском ЧФ Б-871 «Алроса» до сих пор остается в строю, вторая ПЛ скорее всего будет списана.
Еще интереснее судьба крейсеров. В 1997 году на ЧФ их было четыре: один проекта 1164 («Москва») и три БПК проекта 1134Б (по западной классификации они считались крейсерами). Их поделили исключительно справедливо: все достались России. Сегодня в строю остаются крейсер «Москва» и БПК «Керчь».
Сторожевые корабли (три проекта 1135 и два проекта 1135М) поделили как бы в пользу Украины: ей достались два корабля проекта 1135 и один проекта 1135М. Хитрость в том, что эта троица находилась в полностью небоеспособном состоянии и так ни разу и не вышла в море. В 2001–2004 годах их списали. Россия взяла себе два наиболее новых и боеспособных корабля («Ладный» и «Пытливый»), оба до сих пор в строю. У Украины есть корабль проекта 1135П (флагман ее ВМС «Гетман Сагайдачный»), заложенный при СССР, но достроенный уже на Украине. Проектировался он как пограничный, в связи с чем существенно уступает по потенциалу своим «боевым» собратьям.
МПК (пять старых проекта 1124 и пять относительно новых проекта 1124М) поделили также вполне удачно: Украине достались лишь два самых старых корабля проекта 1124. Этот металлолом сразу списали. В строю ЧФ до сих пор остаются все пять МПК проекта 1124М и один проекта 1124. Правда, Украина достроила для себя на своих верфях два МПК проекта 1124М, заложенных еще в СССР, причем один из этих совсем небольших кораблей строился 15 лет. Дележу они не подвергались, поскольку в ЧФ никогда не числились.
Основную ударную силу ЧФ в 1997 году составляли четыре МРК: один новейший проекта 1239 («Бора») и три не очень новых, но вполне боеспособных проекта 1234. Все достались России и остаются в строю, кроме одного МРК проекта 1234, вместо которого добавился второй проекта 1239 («Самум»).
Не менее интересна судьба ракетных катеров. Украина как бы выиграла от их дележа, получив семь катеров из 13. На самом деле здесь вышло примерно так же, как и со сторожевиками. Из шести старых катеров проекта 206МР, вооруженных древними дозвуковыми ПКР «Термит», Россия взяла себе лишь один, но именно тот, что в экспериментальных целях был перевооружен новейшими ПКР «Уран». Из трех катеров проекта 1241Т, вооруженных теми же «Термитами», Россия тоже забрала лишь один, но именно тот (проекта 12417), на котором опять же в экспериментальных целях был установлен ЗРАК «Кортик». Четыре новых катера проекта 12411 со сверхзвуковыми ПКР «Москит», до сих пор не имеющими аналогов в мире, Россия взяла себе. Они и сегодня остаются в составе ЧФ, как и катер проекта 12417. В ВМС Украины сейчас осталось лишь по одному катеру проектов 206МР и 1241Т.
Из 14 тральщиков Россия взяла себе девять, в том числе новейший «Железняков» проекта 12660. Сегодня на ЧФ 11 тральщиков, у Украины осталось четыре. Из девяти БДК Россия взяла себе семь (все остаются в строю), у Украины в наличие один БДК.
Столь неравноправное деление может объясняться тремя причинами. Либо сыграла роль коррупционная составляющая и Москва просто купила кого-то в Киеве. Либо Россия, де-факто контролировавшая ЧФ, решила явочным порядком реализовать принцип «На тебе, боже, что нам негоже», а Украина не могла возразить. Либо существовала тайная договоренность между Москвой и Киевом: Россия делит флот так, как выгодно ей, но не претендует больше на Крым.
После раздела флота тема статуса Крыма действительно очень быстро заглохла. В «нулевые» о ней практически не вспоминали. Тема базирования ЧФ обострилась при Ющенко, но заглохла после Харьковских соглашений, подразумевавших продление аренды севастопольской ВМБ до 2042 года. При этом Россия продолжает строить ВМБ в Новороссийске, которой должно хватить для базирования всего ЧФ. Уже сейчас большая часть МПК, МРК и тральщиков находится именно здесь. Непосредственно ЧФ остается самым возрастным из четырех российских флотов, но на своем ТВД уступает лишь ВМС Турции. ВМС Украины по сути прекратили свое существование, в них числится сегодня 14 боевых кораблей и катеров, из которых хоть какой-то боеспособностью обладают не более половины. Слабее Украины на Черном море лишь Грузия, чей флот уничтожен в августе 2008 года. Впрочем, это вполне вписывается в общее состояние ВС Украины.
Фальшивая пророссийскость
Большинство жителей Крыма по-прежнему предпочли бы видеть полуостров частью России, тем более что разрыв в уровне жизни украинцев и россиян постоянно увеличивается, причем не в пользу Украины. Но теперь это никого не волнует ни в Москве, ни в Киеве. Кремль продолжает гнуть свою порочную линию затягивания Украины в ТС/ЕЭП – Евразийский союз путем давления на нее ценами на газ. Линия эта порочна как минимум по двум причинам.
Во-первых, Галичина никогда не пойдет ни в какие структуры, в которых главной является Россия. Этот факт надо уже наконец осознать. Поэтому выкручивать руки Украине в ее нынешнем виде абсолютно бессмысленно.
Во-вторых, что важнее, Москва уже много лет ставит на Украине «не на ту лошадь», до сих пор веря в пророссийскость Партии регионов. Между тем у руководства этой партии интересы в высшей степени конкретные – повышение уровня жизни лучшей части населения Украины в лице самих себя. Добиться этой цели можно только путем контроля над всей территорией страны. Поэтому именно Партия регионов является главным гарантом независимости и территориальной целостности Украины, а ее якобы пророссийскость – просто прагматическая игра. Партия базируется в Донбассе, где однозначно доминируют именно эти настроения. Кроме того, «восточников» на Украине хотя и ненамного, но больше, чем «западников», поэтому с точки зрения удержания «регионалами» власти апеллировать к «восточному» электорату выгоднее. Более того, им очень выгодна монополия на пророссийскость и максимальное запугивание «восточников» нашествием бендеровцев. С другой стороны, «регионалам» остро необходима Галичина. Именно она идейно окормляет украинскую независимость, на страже которой стоит Партия регионов. Как несложно понять, украинская государственность может строиться только на одной идее – противопоставлении себя России, в противном случае независимость немедленно теряет смысл. В конце 80-х Галичина подсказала Леониду Кравчуку, как ему стать президентом крупного европейского государства. Более того, именно Галичина убила СССР, ведь Беловежская пуща оказалась единственно возможным следствием украинского референдума о независимости 1 декабря 1991 года.
Чрезвычайно веселое начало работы Верховной рады нового созыва в конце декабря 2012-го (с драками в зале заседаний, спиливанием забора и очередными выходками «фименок») и столь же бодрое продолжение уже в этом году как-то заслонило тот факт, что в парламенте по сути сложилась негласная коалиция Партии регионов с коммунистами (это было вполне ожидаемо) и… радикальными националистами из партии «Свобода». Ее лидер – Олег Тягнибок, являющийся главным пугалом для «восточников», по некоторым очень устойчивым слухам, финансируется одним украинским миллиардером, имеющим гражданство Израиля и тесно связанным с «регионалами». Возникает сильное подозрение, что украинские нацисты на самом деле управляются пророссийскими силами, являясь их проектом.
Охота на синиц
В действительности пророссийские силы расколоты и полностью маргинализированы. Значительные усилия к этому приложили как «оранжевые», так и «регионалы». В дни «оранжевой революции» у пророссийских сил появился по-настоящему перспективный лидер – Евгений Кушнарев. Он мог реально возглавить борьбу за создание Юго-Восточной республики. Ведь единственный вариант освободить друг от друга две части искусственной страны – их легитимный раздел. Сходиться эти части не собираются, бесконечно мучая себя вынужденным «сожительством», хотя выросло уже целое поколение украинцев, не живших в СССР. Но ни «восточным», ни «западным» элитам разделение совершенно не нужно. В январе 2007 года Кушнарев был «случайно» застрелен на охоте кем-то из «товарищей» по Партии регионов.
Сильные пророссийские настроения жителей Украины не имеют практически никаких политических выразителей, если не считать таковым микроскопический «Русский блок», ареал обитания которого ограничен тем же Крымом. На последних выборах в Раду он получил 0,33 процента голосов (почти все опять в Крыму). Партия регионов же, как было сказано выше, стоит на страже независимости и территориальной целостности Украины, ничем в этом плане не отличаясь от «оранжевых» («Батькивщины»). Мотивация и риторика – разные, цель – одна.
Чрезвычайно обидно, что подобная ситуация сложилась именно тогда, когда появился прецедент легитимного раздела страны, в конституции которой такой раздел предусмотрен не был. Речь идет о Судане. «ВПК» писал об этом в статье «Два Судана – одна нефть» (№ 36, 2012). Однако Россия, получив синиц в виде ЧФ в Севастополе и доходов от экспорта газа, упустила журавля – и это не только Крым. В Москве слишком сильно верят в риторику и мифы, не видя дел и фактов, а также не умея правильно сформулировать цели, до сих пор надеясь «интегрировать» Украину целиком, в итоге целиком ее теряя.
Изменить ситуацию теперь крайне сложно. По-видимому, у России нет ни понимания, как воздействовать на Украину, ни ресурсов для этого. Манипулирование ценами на газ, увы, не подойдет. Ведь платят за него не Янукович с «семьей» и не Азаров.
По-видимому, эпопею с «городом русской славы» пора заканчивать. Поскольку атака на Босфор и Дарданеллы для нас теперь совершенно неактуальна, для базирования ЧФ нам вполне хватит Новороссийска. В совместной обороне Украина не нуждается, тем более что объективно ей не от кого обороняться. Военными союзниками мы никогда не будем, поскольку украинская государственная идеология не может не быть антироссийской. Зато при уходе ЧФ из Севастополя у Киева окончательно исчезнет возможность шантажировать Москву. Кроме того, надо перестать рассматривать украинских русских и русифицированных восточных украинцев в качестве потенциальной пятой колонны Москвы на Украине. Уже ясно, что эта концепция не сработала. К тому же пятая колонна не нужна при отсутствии четырех остальных. Ситуация совершенно дикая и сюрреалистическая: гражданин Украины может за два-три года получить гражданство большинства стран Восточной Европы, за три-четыре – Канады и США. Получения гражданства России ему придется ждать семь лет! Притом что гражданин Киргизии может получить российское гражданство за три месяца. Наверное, есть смысл приравнять украинцев к киргизам, а еще лучше – поменять их местами. Это последняя возможность прирастить население страны на несколько миллионов человек, свободно говорящих по-русски, являющихся носителями русской культуры и, как правило, очень хорошими специалистами в различных областях. Кстати, в Киеве на нас за это никто не обидится: ни «регионалы», ни «оранжевые» в этих людях не нуждаются.
заместитель директора Института политического и военного анализа
Опубликовано в выпуске № 10 (478) за 13 марта 2013 года
Источник: http://zakryma.ru/