Черное море — стратегическое море и занимает уникальное положение. Оно связано с другими морями через два узких выхода: Босфорский пролив и внутреннее Мраморное море. Черноморский регион привлекает все больше внимания в рамках более широкого евроатлантического региона.
Турция осуществляет контроль над Босфорским проливом согласно конвенции Монро от 1936 года. Свыше 70 лет эффективно функционирует своеобразный режим, предусмотренный этой конвенцией. Он обеспечивает свободу морских торговых перевозок через пролив, а также регулирует прохождение, присутствие и время пребывания военных кораблей в Черном море.
Хочу напомнить, что Черное море никогда не было местом больших столкновений или даже конфликтов во время всего периода пресловутой холодной войны. Стоит напомнить, что прибрежными государствами были бывший Советский Союз, Румыния, Болгария и Турция. То есть одна страна-член НАТО против трех членов Варшавского договора, один из которых был второй супердержавой в мире. Я считаю, что мир обеспечивался благодаря сдержанности всех сторон. Кроме этого, исключительный режим конвенции Монро оберегал Черное море от пребывания в центре международного внимания. Постоянство политики Турции в отношении доступа в Черное море боевых кораблей других неприбрежных стран служило для поддержки давнего регионального баланса.
Учитывая сегодняшние обстоятельства, мы должны четко различать понятие морская область Черного моря и более широкий Черноморский регион. Морская область окружена шестью прибрежными государствами. Три из которых являются членами НАТО, а остальные — партнеры НАТО. Более широкий регион образовывает неотъемлемую часть региона, который включает Балканы, Кавказ, а также Средиземноморье, достигающее Ближнего Востока.
Вызовы, появляющиеся в этих различных регионах, являются совершенно различными как по природе, так и по масштабу. Морская область является относительно свободной от асимметричных рисков. Приморские государства имеют эффективные средства сдерживания рисков, которые могут возникнуть в будущем. С другой стороны, более широкий регион включает определенное количество замороженных конфликтов, как например Нагорный Карабах, Абхазия, Южная Осетия и Приднестровье, а также проблемы, относящиеся к энергетической безопасности и демократизации.
Два различных региона не включают одних и тех же актеров. Морская область, в первую очередь, имеет отношение к шести прибрежным государствам. Более широкий Черноморский регион охватывает страны региона, которые окружают Черное море и не обязательно граничат с морем. В этот регион могут входить нерегиональные страны.
Важно уделить надлежащее внимание этим отличиям между морской областью и более широким Черноморским регионом, чтобы правильно анализировать вызовы и разрабатывать соответствующие способы и средства для улаживания вызовов кооперативным способом.
Три набора целей являются неотъемлемыми столбами стратегических интересов Черноморского региона как составная часть большого евроатлантического региона. Вот они:
— демократия и рыночные экономические реформы: расширение политических свобод, верховенство права и соблюдение прав человека; улучшение функционирования рыночной экономики;
— энергетика и торговля: учреждение сети многочисленных нефте- и газопроводов; увеличение объемов торговли через развитие транспортной и коммуникационной инфраструктуры; упрощение визового режима, чтобы содействовать товарообороту, инвестициям и туризму;
— безопасность: борьба с терроризмом, организованной преступностью и распространением оружия массового уничтожения, увеличение сотрудничества по вопросам безопасности на границах и гражданско-военного реагирования в случаях чрезвычайных ситуаций; разрешение конфликтов.
Какие же на сегодня существуют механизмы для того, чтобы справляться с такими вызовами.
15 лет назад была начата инициатива по созданию Организации черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС). Инициатива базировалась на идее, что увеличение экономического сотрудничества среди стран Черного моря будет содействовать достижению стабильного экономического развития и усиления стабильности в регионах. С того времени ОЧЭС развилась в зрелую региональную организацию с широкой институциональной основой. В 1999 году она трансформировалась в региональную организацию.
Охватывая площадь величиной 20 млн. кв. км. населением 330 млн. человек, ОЧЭС имеет огромный экономический потенциал. На сегодня три члена ЕС и четыре члена НАТО одновременно являются членами ОЧЭС. Кроме того, семь стран ЕС, а также семь стран НАТО имеют статус наблюдателя в ОЧЭС. Таким образом, неминуемо эта организация будет оставаться важным актером в достижении дальнейшей интеграции Черноморского региона в более широкий евроатлантический регион.
Европейская комиссия в коммуникации в Совет ЕС от 4 декабря 2006 года высказала «ожидание установления регулярного диалога с ОЧЭС на уровне министров иностранных дел». Еврокомиссия также подчеркнула в документе «Черноморская синергия — Новая региональная инициатива сотрудничества» от 11 апреля 2007 года, что «широкое членство в ОЧЭС и тот факт, что Россия и Турция являются ее учредителями, — решающее преимущество и может существенно внести вклад в успех Черноморской синергии».
ОЧЭС выстояла испытание временем и доказала свою ценность как эффективная организация в сфере содействия сотрудничества в более широком Черноморском регионе. Во время председательства Турции 25 июня в Стамбуле состоится 15-летний юбилейный саммит. Он даст бесценную возможность пересмотреть и определить новое видение ОЧЭС, учитывая развитие ситуации в мире. Украина берет на себя председательство в организации в ноябре в этом году.
Что касается безопасности в морской области Черного моря, то в 1998 году впервые была обсуждена инициатива, направленная на строительство военного аспекта сотрудничества. Следующие переговоры с прибрежными государствами состоялись 2 апреля 2001 года, а почти через пять месяцев до 9 сентября 2001 года в Стамбуле был подписан документ о создании военно-морских сил BLACKSEAFOR. Сегодня все прибрежные государства Черного моря являются участницами BLACKSEAFOR.
В начале масштаб деятельности этих сил ограничивался предоставлением гуманитарной помощи, спасательно-поисковыми операциями и защитой окружающей среды. Эта деятельность служила для улучшения добрососедских дружеских отношений среди прибрежных государств (некоторые из них в прошлом были врагами).
После 11 сентября, которое ознаменовало начало новой эры в глобальной, региональной и национальной безопасности, применение впервые в истории НАТО пятой статьи Вашингтонского договора, в Средиземном море была начата операция «Активные усилия». Все эти обстоятельства также требовали трансформации BLACKSEAFOR, чтобы подстроить их к новой среде безопасности. Процесс трансформации идет полным ходом.
Между тем, во избежание пробелов безопасности в морской области Черного моря, 1 марта 2004 года турецкий военно-морской флот инициировал операцию «Черноморская гармония». К участию в этой операции были приглашены все прибрежные государства. Российская Федерация присоединилась в декабре 2006 года. 25 апреля 2007 года вступил в действие протокол относительно участия Украины в операции «Черноморская гармония». Сейчас продолжаются консультации с Румынией. Также есть надежда, что начнутся переговоры с Болгарией и Румынией.
Операция «Черноморская гармония» является сродной инициативой с операцией НАТО «Активные усилия» и направлена на сдерживание, остановку и предупреждение угрозы терроризма, а также незаконной контрабанды оружия массового уничтожения. Инициатива заключается в проведении периодических миссий наблюдения, сопровождения, а при необходимости — и высадки на подозрительные корабли. «Черноморская гармония» регулярно предоставляет информацию НАТО и тесно координирует деятельность с операцией «Активные усилия» в Средиземном море. «Черноморская гармония» считается успешной региональной попыткой, направленной на сдерживание возможных асимметричных рисков в морской области Черного моря. В этом отношении после событий 11 сентября 2001 года она дополняет усилия в более широком евроатлантическом регионе.
Кое-кто утверждает, что если «Черноморская гармония» станет многонациональной операцией, сохраняя свой родственный статус с операцией «Активные усилия», то она может передать свою миссию силам BLACKSEAFOR, которые являются функциональным инструментом в области морской безопасности Черного моря. «Черноморская гармония» и BLACKSEAFOR должны стать инструментами, которые связывают интересы НАТО с теми прибрежными государствами, которые заинтересованы во вхождении в евроатлантическую систему безопасности.
На региональном уровне также существуют другие организации и усилия, где страны этого региона сотрудничают. К ним можно отнести ГУАМ-ОДР (организация за демократию и развитие), СДВ (сообщество демократического выбора), заседание министров обороны стран Центрально-Восточной Европы, Центральноевропейская инициатива сотрудничества и Энергетическое сообщество Центрально-Восточной Европы. Кроме этого существует румынская инициатива — Черноморский форум. В соответствии с коммуникацией Европейской комиссии в Совет ЕС относительно «Черноморской синергии», «учитывая сосредоточение внимания на региональном партнерстве и сетях, она может быть особенно полезной на уровне неправительственных организаций и гражданского общества».
Все такие образования могут играть вспомогательную роль в упрочении статуса региона как составной части большего евроатлантического региона, при условии, что их мандаты не дублируют функций и их деятельность является хорошо скоординированной. Также важно, что они не будут преследовать антагонистическую политику. Приоритет следует предоставлять наиболее эффективному использованию институтов, которые уже существуют.
Что касается Украины, то исходя из перспективы Черного моря, она уже является частью всех этих региональных организаций и, в первую очередь, ОЧЭС, BLACKSEAFOR, «Черноморская гармония». В регионе Черного моря Украина является важным актером с огромными потенциалом. Ее активное участие во всех этих структурах является вкладом в консолидацию отношений между Черноморским регионом и более широким евроатлантическим регионом. А это в свою очередь обеспечит Украине основания, чтобы сделать информированный выбор относительно интеграции в глобальную архитектуру безопасности. Консолидация демократической зрелости в Украине точно будет содействовать упрочению мира, а также процветанию как Украины, так и этого региона, а также более широкого евроатлантического региона.
Эрдоган ИШДЖАН, посол Турции в Украине. Перевод с английского Мыколы СИРУКА, «День»