На днях появилась информация о том, что в операциях против ИГ в Сирии примут участие американский и французский авианосцы. Да и выход в море на испытания и боевую подготовку после ремонта единственного российского авианосца «Адмирал Кузнецов» вызвал предположения о скорой отправке его к сирийским берегам. В этом пути его должны сопровождать суда обеспечения и охранения, в том числе и океанский буксир, учитывая ненадежность главной двигательной установки. Бывали случаи, когда она отказывала, и огромный корабль терял ход и гас как лампочка, причем в самое неподходящее время.
Сейчас корабль продолжает курс боевой подготовки, который должен завершиться к концу осени. 25 октября на нем состоялась проверка бортовых радиотехнических систем и оборудования, в рамках которой проведены облеты авианосца самолетами корабельного истребительного авиаполка морской авиации Северного флота Су-33 и Су-25 с аэродрома Североморск-3.
Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» построен по проекту 1143.5. На этапе проектирования его планировалось назвать «Советский Союз», но он был заложен на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве 1 сентября 1982 года под наименованием «Рига». В процессе строительства и испытаний трижды переименовывался: сперва в «Леонида Брежнева», потом в «Тбилиси» и, наконец, в 1990 году корабль получил свое нынешнее имя. В состав флота официально введен в январе 1991 года, и уведен с Черного моря на Северный флот накануне объявления Украиной независимости.
Котлотурбинный авианосец водоизмещением свыше 60 тысяч тонн теоретически способен развивать скорость 29 узлов. На борту корабля, оснащенного взлетным трамплином, базируется авиагруппа. По проекту она должна была состоять из 26 истребителей Су-27К (Су-33) или МиГ-29К, а также вертолетов Ка-27 и Ка-31. Ракетные комплексы предназначены для борьбы с морскими целями, имеется также эшелонированная ПВО.
Для полноценного океанского авианосца «Адмирал Кузнецов» близорук – на нем нет самолетов ДРЛО, дальнего радиолокационного обнаружения. Планировалось довооружить его многофункциональными МиГ-29К и ВМФ РФ даже закупил несколько машин. В этом году было даже объявлено о создании второго корабельного истребительного авиаполка на МиГ-29К. Но о наличии этих машин на борту «Адмирала Кузнецова» информации пока не поступало. Проблема еще и в том, что для корабельных самолетов нужны специально подготовленные летчики, а таких в России меньше, чем космонавтов.
«Адмиралу Кузнецову» не впервой гостить в Средиземном море, но воевать пока не приходилось.
Служба в Заполярье не лучшим образом сказалась на сохранности всех систем корабля. Когда 14 мая этого года корабль встал на ремонт, многие надеялись, что он пройдет, наконец-то, глубокую модернизацию, которую планировали много лет, да все откладывали. Ему нужны, как минимум, новая силовая установка, новое радиоэлектронное оборудование взамен безнадежно устаревшего, и новые системы корабельного оружия. А по-хорошему, так еще и катапульта, без которой он не может считаться настоящим авианосцем. Без нее Су-33 вынуждены взлетать с уменьшенным запасом топлива и урезанным боекомплектом. Но уже то, что на ремонт он встал не на «Севмаше», у которого есть хоть какой-то опыт работ с такими кораблями (там модернизировали в авианосец для Индии ТАВКР «Адмирал Горшков»), а в доке 82-ого судоремонтного завода в Росляково, похоронило эти надежды. Дело в том, что весной «Роснефть» завершила сделку по приобретению этого завода и приступила к его перепрофилированию.
Там согласно распоряжению правительства России от 18 февраля 2015 г. №243-р будет размещена береговая база снабжения для обеспечения шельфовых проектов ОАО «НК «Роснефть». Ну а ремонт судов будет перенесен на 35-й судоремонтный завод. Понятно, что ни о какой модернизации и речи не могло идти. Обычный текущий ремонт, который закончился 20 августа. За это время были отремонтированы различные системы электромеханической части, отвечающие за ходовые качества корабля, а также очистили от морских отложений и покрасили подводную часть корпуса. И все. Так что боевые качества корабля остались на прежнем крайне низком уровне. Но в Сирию его, скорее всего, все же пошлют. Для красоты. Державного величия ради.