В Украине отмечают 80-ю годовщину голодомора. Официальный Киев признает, что в 1932-1933 годах миллионы жителей страны умерли от голода, но не считает этот факт геноцидом украинцев.
23 ноября, в День памяти жертв голодомора на Украине, в результате которого 80 лет назад погибло не менее десяти процентов украинцев, целый ряд траурных мероприятий намерены провести и украинские власти, и оппозиция. В частности, в Киеве ожидается траурное шествие и зажжение десяти тысяч свечей в память о миллионах погибших от голода в 1932-1933 годах.
Тем временем социологи отмечают растущее единство украинцев в оценке голодомора как “массового убийства сельского населения страны, спланированного властями СССР”. А правозащитники Украины призывают дать правовую оценку голодомору на международном уровне.
Власть против термина “геноцид”
За несколько дней до официальной даты – 80-летия голодомора, лидер фракции правящей Партии регионов Александр Ефремов на брифинге в Верховной раде заявил, что его партия требует, чтобы эта историческая трагедия не ассоциировалась с геноцидом. “От голодомора пострадали одновременно представители всех национальностей, проживавших на территории Украины. И будет кощунственно, как мне кажется, выделять политическую составляющую, забыв о том, что тогда гибли и греки, и евреи, и русские”, – заявил Ефремов.
В свою очередь правовед-международник, доктор юридических наук Владимир Василенко считает, что такие взгляды противоречат принятым мировым сообществом юридическим оценкам преступлений против человечности. “Тот факт, что вместе с украинцами от голодомора гибли представители других национальностей, которые проживали в сельской местности, не опровергает того, что он был направлен против украинской нации”, – заявил Василенко в ходе дискуссии правозащитников в Киеве 20 ноября.
Бывший директор архива Службы безопасности Украины, историк Владимир Вьятрович считает, что в отношении властей Украины к голодомору “наблюдается регресс”.
В ходе круглого стола “Голодомор на Украине 1932-1933 годов: отображение и интерпретации в истории, литературе и искусстве”, который состоялся в конце октября в Киеве, эксперт отметил, что нынешний директор Украинского института национальной памяти, коммунист Валерий Солдатенко “прилагает огромные усилия, чтобы доказать, что голодомор – неправильный термин”. А другие сотрудники института “ретранслируют давно забытые положения советского КГБ о том, что концепция голодомора была выдумкой ЦРУ и инструментом борьбы против советской власти во время холодной войны”.
Украинцы считают голодомор преднамеренным
Тем временем, согласно опросу общественного мнения, проведенного фондом “Демократические инициативы” и социологической службой Ukrainian Sociology Service в первой половине октября, 61 процент украинцев считает, что память жертв голодомора должна быть увековечена на государственном уровне. 64 процента опрошенных уверены, что голодомор был следствием действий руководства СССР во главе со Сталиным. И лишь 23 процента назвали причиной “естественные обстоятельства”.
Согласно опросу, от голодомора пострадали родственники 39 процентов граждан Украины. При этом больше всего таких родственников оказалось среди сторонников Коммунистической партии – 59 процентов опрошенных.
Председатель правления Украинского Хельсинкского союза по правам человека Евгений Захаров презентовал 20 ноября в Киеве свою книгу “Правовая квалификация Голодомора 1932-1933 в Украине как преступления геноцида”.
В ней приведены документальные свидетельства того, что в 1932-1933 более двухсот тысяч украинцев погибли и являются жертвами политических репрессий, а еще около четырех миллионов были уничтожены в результате голодомора. Правозащитник считает, что Апелляционный суд Киева безосновательно закрыл 13 января 2010 года рассмотрение уголовного дела об организаторах голодомора, которое расследовала Служба безопасности Украины.
Трудности подсчета жертв
Диссидент и бывший политзаключенный Левко Лукьяненко во время публичной дискуссии “Политические преследования в советской и современной Украине” заявил, что согласно результатам работы государственной комиссии, “Украина пережила за годы советской оккупации не один, а три голодомора”.
“В 1921-1923 годах голодом было уничтожено до 4 миллионов человек, в 1932-1933 годах – около 10 миллионов, а в 1946-1947 годах – почти миллион украинцев”, – сказал Лукьяненко.
Зампредседателя Центра исследований освободительного движения Алина Шпак в интервью DW пояснила, что большинство историков и исследователей сходятся во мнении, что прямые потери населения страны от голодомора в начале 30-х годов прошлого столетия составляют от 4 до 4,5 миллиона человек. А цифра в 10 миллионов отражает сумму как прямых, так и непрямых потерь населения. То есть учитывает еще и неродившихся вследствие трагедии детей.
Шпак подчеркнула, что установить точное число жертв голодомора сложно из-за того, что недоступны архивные материалы, львиная доля которых была вывезена в Москву. Играет роль и факт проведения в те годы административной реформы, в результате чего “границы областей и районов, а также данные об их населении 1932 года не совпадают с такими же данными в 1933 году”.
Источник: DW